ПУБЛИКАЦИИ
Кардиохирург Михаил Верхотуров: «У нашей медицины есть будущее, пока будут люди, занимающиеся врачеванием во благо»
Хирург Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Красноярска Михаил Верхотуров стал победителем российского проекта «Восходящие звезды кардиохирургии», в качестве награды ему было предложено выбрать любую клинику Европы и в течение трех месяцев пройти там стажировку у ведущих кардиохирургов. Для любого специалиста это уникальный шанс, который выпадает далеко не всем - получить бесценный опыт, который поможет стать одним из лучших.
Кардиохирургу Верхотурову чуть за тридцать. Когда его сверстники на заре нулевых уходили из профессии, потому что тогда казалось - у российской медицины будущего нет, он решил для себя что врачом будет, не смотря ни на что. Это новое поколение врачей - они владеют английским, занимаются наукой, стремятся, осваивают передовые методик, идут вперед, имея при этом главный ориентир - помогать тем, кому это жизненно необходимо.
– Проект «Восходящие звезды кардиохирургии» стал для меня повышением квалификации, расшифровыванием канонов кардиохирургии. Своими наработками с нами делились более опытные хирурги со всей России. Как бы не говорили, что главное не победа, а участие, победить всегда хочется, и я стремился к этому. Победитель выявлялся путем тестирования всех участников, был экзамен из двух составляющих - практики и теории. Предвзятости к участникам не было, каждая фамилия была зашифрована и подсчитывались баллы. Победителя узнали в самом конце цикла, сначала вскрывали конверт, в котором была цифра, и затем озвучивали фамилию, которая шла под этим номером. Каждый сидящий в зале надеялся найти в этом конверте именно свою фамилию и получить желаемый приз. Я, конечно, был ошарашен, удивлен, рад.
В качестве награды на мой выбор была любая клиника Европы для трехмесячной стажировки. Я проконсультировался с Дмитрием Викторовичем Шматовым заведующим отделением, в котором я работаю, он человек более опытный, прошел стажировки в различных клиниках. Учитывая направление моей специализации - клапанная патология, он мне порекомендовал выбрать клинику в Лейпциге - Германия. Чтобы это была не просто туристическая поездка - посмотреть на Германию и Европу, а была польза для дела, возможность узнать новое, приобрести навыки.
– Подводя итог этой стажировки, что самое главное Вы приобрели за три месяца?
– Естественно знания. Я привез домой знания по новой методике хирургического лечения патологии клапанов сердца из мини доступов, которую мы будем внедрять в нашем Кардиоцентре уже в этом году. Конечно, мы будем приглашать специалистов, которые уже внедрили этот метод в практику, но знания, которые я получил там, пригодятся и мне лично, и нашему отделению. Основные этапы, каноны - они прописаны и известны, здесь ничего нового нет, а вот те хитрости, мелочи которые нарабатываются годами практики, к которым мы , конечно, придем с опытом, но можно их внедрить сразу, чтобы не наткнуться на те подводные камни, которые ждали хирургов первооткрывателей этого метода. Т.е. экстраполировать в наш Центр отработанный шаблон, который работает, и на который мы будем ориентироваться.
– Расскажите о клинике в которой проходила стажировка
– Клиника громадная, с большой историей, она относится к университету, которому более ста лет, и именно там развивается кардиохирургия. Врачи университетской клиники Лейпцига известны не только в Европе, но и в мире своими практическими результатами и научными разработками. То, что они творят руками - это фантастика! Но они охотно делятся опытом, обучающий процесс поставлен очень хорошо. В Германии считаются только операции на открытом сердце, в этой клинике их проводится ежегодно около четырех с половиной тысяч. Малоинвазивные операции - стентирования и прочие вещи считаются отдельно и не относятся к хирургическим, они считаются кардиологическими манипуляциями. В клинике девять хирургических столов, на которых выполняются операции с искусственным кровообращением, оборот каждого стола - 2-3 операции в день.
– Если сравнивать клинику Лейпцига и Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Красноярска?
– Оборудование у нас одинаковое. Лейпцигская клиника находится в Германии, наш Центр построен по германскому проекту. В плане технического оснащения разницы нет. Клиника в Ляйпциге является акционерным обществом, много спонсорской поддержки, финансирование мощное, постоянно внедряются новые технологии, это позволяет зарабатывают деньги. Взять хотя бы миниинвазивную методику операции на клапане, ее основное преимущество - это меньший травматизм - остается целой грудина, и соответственно, лучший косметический эффект. Остается целостной грудина, нет большого шва, реабилитационный период пациента меньше, чем при доступе через стернотомию. Освоив эту технологию, в России мы сможем предложить пациентам эксклюзивную пока методику - они используется в единичных клиниках в нашей стране.
Это частное медицинской учреждение. Граждане Германии имеют медицинскую страховку, если она не покрывает расходов на операцию, пациент доплачивает разницу. Для других пациентов - не граждан Германии все услуги клиники платные. Подавляющее количество пациентов идут по страховке.
– Как Вас приняли в клинике?
– Отношение хорошее, пока ты гость, пока ты ученик, в клинике к тебе относятся хорошо, никаких препятствий и ограничений не делают. Выдается пропуск и с ним можно войти в любое помещение, никто не остановит, никто не скажет лишнего слова. Языкового барьера практически не было, я владею английским языком, который является универсальным и в медицинской среде. Практически весь персонал клиники в той или иной степени владеет английским. На любой вопрос я получал ответ без проблем.
– В чем заключалось обучение?
– Я знакомился с интересующими меня пациентами через компьютерную базу данных, за день я изучал все анализы, исследования, с утра приходил на планерку, где обсуждался операционный план на день, шел в операционную. Вставал за спиной хирурга, наблюдал все этапы операции, задавал вопросы, периодически меня брали в ассистенцию.
Ничего нового в ассистенции не откроешь, лучше смотреть со стороны - больше ракурсов для того, чтобы увидеть детали.
– Но быть ассистентом именитого в зарубежной клинике - это уже определенный уровень доверия к Вам как к специалисту…
– Да, конечно. Меня в первый же день взяли в операционную, познакомились - спросили кто, откуда и нет проблем.
По моим наблюдениям врачи общаются между собой только на работе, вне клиники, даже если они живут рядом, соседи, они практически не общаются, приняты только деловые отношения.
– Принципиально система оказания кардиохирургической помощи больным чем то отличается?
– Система здравоохранения в целом отличается. У них этап выявления пациента с сердечно-сосудистым заболеванием, ведение таких пациентов после операции кардинально отличается от того, что есть в России. В Германии ранняя диагностика и выявление заболеваний, нет таких запущенных пациентов как у нас. Рано все выявляется и рано все лечится. Сам хирургический этап практически не отличается от того, что в нашем Центре - больной поступил, его со всех сторон обследовали, прооперировали, достаточно небольшое время держат на своих койках и выписывают на долечивание в кардиологический стационар или реабилитационный центр.
У нас, к сожалению, реабилитационных центров и таких стационаров, куда мы можем своих больных смело отдать и не переживать, у нас такого нет. Мы вылечиваем до последнего. В самом центре у нас все отлажено, а вот система здравоохранения - выявление заболеваний, ведение пациентов после операций - это совершенно другой уровень. К сожалению.
– Клиника в Лейпциге известна еще и хорошими результатами в трансплантации сердца
– Для этой клиники это рядовая операция. Технически трансплантация сердца - не очень сложная операция. Технически проблем нет, больше юридических - разрешение на донорство, оформление всех необходимых документов. У них это поставлено на поток. Существует очередь пациентов, которые нуждаются в трансплантации сердца. Подходит их очередь по базе данных, если есть совместимость с донором, он идет на операцию. За последние четыре дня , что я там находился, каждый день было по одной-две пересадки сердца.
– Вы первый раз видели пересадку сердца, какое впечатление это произвело?
– Очень яркие впечатления - увидеть человеческое тело без какого-либо сердца… Несмотря на то, что я участвовал в сложных операциях, сам вид грудной клетки без мотора дает очень сильное впечатление. И кода запускается чужое сердце, стоит тишина.
– Бригада аплодирует, когда сердце донора начинает работать?
– Нет! Это поток - старое вынули, новое пришили, кровью заполнили - ничего особенного. Как ремонтная мастерская. Старое выкинули, новое поставили, завели, все работает.
– Насколько реальна пересадка сердца, например, для красноярского Кардиоцентра?
– Абсолютно реальна. В нашей клинике есть специалисты, которые участвовали в пересадке сердца в Новосибирск. Опыт и навык имеется. Единственное препятствие - это юридические аспекты, отсутствие банка доноров.
– В Германии Вам встречались врачи из бывшего СССР?
– Да, среди врачей клиники в Лейпциге много наших бывших соотечественников, особенно много анестезиологов-реаниматологов. Я встретился с двумя хирургами, каждый из них живет в Германии более 10 лет, к хирургической практике их допустили после шести лет работы в центре, т.е. они заново подтверждали свой диплом, квалификацию, два года работали в отделении, помогали кардиологам, работали в перевязочной. Но последние два года они уже самостоятельные хирурги, им уже за 40 лет. Конкуренция высоченная. В этой клинике много врачей японцев, индусов, русских, американцев, канадцы, а вот немцев можно пересчитать по пальцам.
– Какая зарплата у кардиохирурга в Германии?
– Когда вопрос касается финансов, конкретные цифры никто не озвучивает. Практикующий врач с регалиями - это одна из самых высокооплачиваемых специальностей в стране.
– Как часто у Вас появляются мысли уехать в другую страну, работать кардиохирургом, например, в европейской клинике?
– У меня нет таких мыслей. На своей земле я хозяин, а там, пока ты учишься, пока гость, тебе все рады, как только начинаешь работать, для них ты получаешься трудящийся эмигрант - гастарбайтер. И годами упорного труда нужно заслужить к себе уважение и репутацию. К тому же высокая конкуренция. Да, ты будешь получать хорошую зарплату, жить в Европе, заниматься своим любимым делом, но будешь все равно чужим. У меня морально-этические причины есть для того, чтобы оставаться здесь, на своей земле. Я хочу здесь что-то изменить.
– Чем занимались в Германии в нерабочее время?
– Выходные дни там свято чтутся, у них много религиозных праздников, поэтому были свободные дни. Успел попутешествовать по Европе. Чистота, люди с уважением друг к другу относятся, ни одно автомобильной аварии не видел…
– Сложно было адаптироваться к Родине после трех месяцев жизни и работы в Европе?
– В самолете, возвращаясь из Германии уже столкнулся с нашим непобедимым менталитетом - хамство и прочее…. Из-за двух-трех таких персонажей, к сожалению, нас в мире гребут под одну гребенку.
– Какие у Вас в жизни приоритеты?
– Я хочу работать, заниматься своей любимой профессией, расти, обмениваться опытом с другими клиниками, это дает большие возможности. Основные каноны всегда будут фундаментальными, а вот нюансы, которые и делают хорошего хирурга - этому нужно учиться у более опытных. Те 10 центров, которые открыли в Росси по одной программе - федеральные центры сердечно-сосудистой хирургии, это эксклюзивные базы. Но нужно учиться, внедрять новые технологии, развиваться, чтобы оставаться лучшими.
– Как в Германии относятся к врачам?
– Там к врачам очень большое уважение. В различных анкетах есть отдельный параграф «укажите, если вы врач». И обращение - «доктор», даже на табличке у входной двери жилого дома рядом с номером квартиры пишется, например «доктор Шульц». В обыденной жизни обращаются тоже «доктор», это почетная и уважаемая профессия. Я не хочу сказать, что врачи - это привилегированная ячейка общества и все должны перед врачами кланяться, нет, это просто профессия. Но в нашей стране почему то считается, что врачи должны и обязаны всем - «вы давали клятву Гиппократа и теперь мне должны все сделать бесплатно»…. Считают, например, что врач виноват, если больница разваливается. Это проблема, которая давно уже в России висит - отношение общества к врачам, отношения пациента и врача. Если мне повезло работать в таком центре, где комфортные условия, то большинство больниц и поликлиник в ужасном состоянии.
– В 2005 году Вы закончили медицинский институт, в это время в здравоохранение уже начали поступать какие то деньги, появились целевые программы. Но поступали в институт Вы в 2000 году, когда не было приоритетных проектов, модернизации и всего прочего. В конце 90-х-начале 2000- х все было совсем грустно… Почему все-таки выбрали профессию и удержались в ней, когда сверстники уходили в медпреды и бизнес?
– Тогда был юношеский максимализм, и уверенность, что через шесть лет обучения все будет хорошо и наступит светлое будущее. В 2000 году в медицине была черная дыра, никаких перспектив не было. Поэтому вера в светлое будущее была слепой… Но была.
У меня вся семья врачи - бабушка, папа, мама, я врач в третьем поколении. Я рос во врачебной семье, но решение стать врачом я принял сам, родители не навязывали. Я хотел ремонтировать людей, делать из больных здоровых. У меня и сейчас есть цель в жизни - помогать людям.
– Что бы Вы хотели пожелатьчитателям Сибирского медицинского портала?
– Врачам хочу пожелать, чтобы учились, развивались, не стояли на месте. Если хочешь быть хорошим врачом, нужно учиться всю жизнь. Не надо стесняться задавать вопросы коллегам, чем больше общаешься, узнаешь нового, тем лучше будет результат. У нашей медицины есть будущее, пока будут люди, которые хотят заниматься врачеванием во благо. Такие люди есть, но их осталось очень мало, поэтому хотелось бы побольше уважения к тем, кто работает в медицине, и не зависимо от места - будь то федеральная клиника или поликлиника по месту жительства, люди думают о вашем здоровье и хотят вам помочь всеми средствами, которыми владеют. А все, что касается комфорта, очередей и прочего - это не к врачам претензии. Врачи делают свою работу.
Источник Сибирский медицинский портал
Тэги: кардиохирург, Восходящие звезды, стажировка,